Направления деятельности

Основы религиозных культур и светской этики

В 4-х , а в последующем в 5-6 классах образовательных организаций Российской Федерации осуществляется преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», включающего шесть учебных модулей по выбору семьи, родителей (законных представителей) школьника:

«Основы православной культуры»;

«Основы исламской культуры»;

«Основы буддийской культуры»;

«Основы иудейской культуры»;

«Основы мировых религиозных культур»;

«Основы светской этики». 

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

-знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

-развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

-обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

-развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Преподавание направлено на воспитание учащихся, формирование, прежде всего, их мировоззрения и нравственной культуры с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи школьника. В связи с этим выбор для изучения школьником основ определённой религиозной культуры или мировых религиозных культур, или основ светской этики согласно законодательству Российской Федерации осуществляется исключительно родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося. При этом необходимо посоветоваться с ребёнком и учесть его личное мнение. Преподают все модули  школьные педагоги, получившие соответствующую подготовку. Для осуществления выбора необходимо личное присутствие (возможно одного из родителей) на родительском собрании и личное заполнение заявления, которым будет письменно зафиксирован  выбор. На родительских собраниях представлено содержание каждого из указанных модулей, родители могут получить ответы на вопросы от представителей администрации школы, педагогов. Присутствие на собрании, по крайней мере, одного из родителей и заполнение личного заявления о выборе – обязательно.

Отказ от изучения всех из шести учебных модулей не допускается.

Вопросы и ответы о преподавании комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики» (далее - курс ОРКСЭ)

в общеобразовательных учреждениях (на основе наиболее часто поступающих вопросов от родителей)

Обязателен ли данный курс для изучения в четвёртом классе?

Курс ОРКСЭ является обязательным в 4 классе, его изучение введено во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации с 1 сентября 2012 г., 1 час в неделю.

Можно ли выбрать для изучения несколько модулей курса ОРКСЭ?

Родителям необходимо выбрать только один модуль. Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса, без учёта мнения родителей учащегося определять, какой именно модуль будет изучать их ребёнок. 

Если в одном классе будет выбрано несколько модулей, каким образом учитель и школа должны поступить?

Модуль ОРКСЭ для изучения ребёнком выбирают его родители (законные представители). Школа должна обеспечить этот выбор подготовленными учителями, учебниками и всем необходимым. 

Если в классе 12 человек, 8 человек выбрали изучение модуля «Основы светской этики», а 4 человека — изучение модуля «Основы православной культуры», как делить класс и вести эти 2 предмета одному учителю?

Администрации школы необходимо обеспечивать изучение любого выбранного модуля (даже для одного ребенка в школе). При изучении курса ОРКСЭ класс делится на подгруппы в зависимости от выбранного родителями модуля. Если в школе несколько 4 классов и в каждом из них выбран определённый модуль, из этих подгрупп могут составляться учебные группы по этому модулю из учащихся нескольких 4 классов. При этом вести разные модули курса ОРКСЭ могут разные учителя в школе, а если отдельные модули ведёт один учитель, он может делать это в разное учебное время с разными группами учащихся. Расписание уроков будет составлено таким образом, чтобы уроки в каждой группе, независимо от её численности, проводились в соответствии с существующими требованиями. Например, это могут быть последние уроки в разные дни недели.

Преподавать этот учебный предмет может любой учитель школы?

Имеют возможность вести модули курса ОРКСЭ любые педагоги в школе (прежде всего, учителя-предметники по гуманитарным дисциплинам и учителя начальных классов), выражающие желание преподавать и успешно прошедшие соответствующую подготовку. Учителя должны регулярно проходить курсы повышения квалификации по ОРКСЭ, в том числе с учётом тех предметов, которые они ведут, профильной подготовки по отдельным модулям курса ОРКСЭ («Основы православной культуры», «Основы светской этики» и др.).

Правда ли, что к преподаванию будут привлекаться православные священники, служители других религий?

Курс ОРКСЭ преподают и будут преподавать учителя школ, имеющие соответствующую квалификацию и прошедшие курсы повышения квалификации по ОРКСЭ.

Участие конфессий предусматривается в подготовке учителей по религиозным культурам, в разработке или экспертизе учебного и методического обеспечения. В то же время учитель может взаимодействовать со служителями культа, консультироваться у них, пригласить священника на отдельный урок или провести мероприятие в школе с его участием, если это целесообразно для достижения лучших учебных и воспитательных результатов. Такие встречи во внеурочное время, например, в форме экскурсии в ближайший храм, могут проводиться с участием родителей учащихся, а также в качестве дополнительных, внеурочных занятий по курсу ОРКСЭ при желании школьников и также с согласия родителей.

Что такое практические занятия по курсу ОРКСЭ?

Практическими занятиями в отношении методики преподавания могут быть уроки, занятия по модулям курса ОРКСЭ, предусматривающие выполнение учащимися практических работ: подготовки творческих проектов, презентаций, конкурсов, выступлений и т.п. индивидуально или в группах. В качестве практических занятий можно рассматривать и экскурсии, которые могут входить в программу обучения, в том числе в близлежащие храмы, мечети, синагоги для ознакомления с их устройством, убранством, историей и т.д. Такие экскурсии могут проводиться с согласия родителей общим порядком, но не предусматривают «обучение религии», практического приобщения детей к исполнению религиозных обрядов, участию в богослужениях и т.п. В преподавании религиозных культур не ставится задачи обучения детей религиозной практике. В то же время на подобных занятиях, экскурсиях учитель не может препятствовать детям свободно, по их желанию выражать свою религиозную принадлежность в формах, принятых в данной религиозной традиции. Однако при этом — без нарушения порядка проведения учебного занятия, экскурсии.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ КУРСА

КНИГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Разработка сайта - Irtus